Как «заставить» собеседника разговориться на собеседовании?

Опубликовано

Всегда достаточно сложно проходить собеседование. Переживаешь, как выглядишь, как говоришь. Но мало кто знает, что провести правильно собеседование еще сложнее. Исход собеседования напрямую зависит от качества поставленных вопросов.

К проведению собеседования нужно очень тщательно готовиться. Самое первое, что необходимо сделать – это определиться с местом, где будет проходить интервью. Нужно помнить о том, что человек не откроется перед вами, если будет ощущать дискомфорт. Поэтому если нет острой необходимости в присутствии посторонних людей, лучше этого избежать.

Хорошо для интервью выбрать светлое и уютное помещение. Обязательно обратите внимание на то, чтобы не было раздражающих факторов таких как, например, резкий запах или громкий звук.

Второе, что нужно сделать – это предупредить секретаря о том, что вы ждете посетителя. Человек, который придет, должен чувствовать свою значимость и приветливое отношение. И в такой ситуации вопросы секретаря: «Кто вы? Что вам здесь нужно?» — не сыграют вам на руку.

Не стоит забывать про свой внешний вид, так как вы тоже подлежите пристальной оценке как представитель компании нанимателя, не меньше чем ваш кандидат. Нужно постараться, чтобы одежда и поведение подтверждали правила компании, о которых вы будете рассказывать. Обязательно выспитесь перед собеседованием, чтобы не начать зевать во время беседы.

Перед встречей с человеком обязательно поработайте с его резюме. Это может сэкономить вам время, поскольку там указано достаточно много информации. Имея на руках данные о человеке, можно с легкостью подобрать вопросы для получения информации, которой вам не хватает.

И наконец, результаты проведенного собеседования на 98% зависят от задаваемых вопросов. Но не все вопросы должны быть о человеке. В первые минуты беседы, пока между незнакомыми людьми идет психологическая оценка, можно задать непринужденные вопросы, которые расслабят человека и покажут, что он вам важен. Например: «Не сложно ли вам было найти наш офис?» или «Не попали в пробку, пока добирались?». После того как человек расслабится, можно приступать к делу.

Чтобы получить от кандидата правдивый ответ, нужно задавать вопросы, которые требуют развернутых ответов или так называемые открытые вопросы. Такие вопросы начинаются со слов какой, чем, зачем, когда, почему и т.д. Например, вместо «Справитесь с этим заданием?» спросить «Почему вы считаете, что справитесь с этим заданием?».

Вопросы необходимо формировать так, чтобы в них не было подсказок. Например, вместо вопроса «На прошлой работе, что именно вам не нравилось – начальство или заработная плата?», правильнее спросить «Что стало причиной смены работы?».

Существуют разные категории вопросов

Первая категория — вопросы, которые требуют однозначных ответов. Это те вопросы, которые подразумевают под собой ответы «Да» или «Нет». Например, «Ваш стаж работы 3 года?» или «Вы смогли бы приступить к работе завтра?».

Следующая категория – это вопросы уточняющие, которые служат для уточнения сказанного ранее ответа. Например, «Приведите пример…» или «Объясните как …».
Вопросы для баланса – это вопросы, которые помогают выявить в кандидате негатив. Например, если ответ соискателя слишком хорошо его характеризует, можно попросить привести пример ситуации, когда все было не так отлично.

Если вас настораживает что-то в поведении или поданной информации человека, можно использовать вопрос для подтверждения негатива. Например: «Бывали ли у вас такие случаи, когда приходилось поступать так же?».

Хорошо использовать технику зеркальных вопросов, это может заставить выдать себя человека который говорит неправду. Например, если соискатель говорит, что он контактный, переспросить «Вы контактный?».

Если беседа уходит в сторону, которая вам не подходит, в таком случае можно использовать вопрос с окончанием «не так ли?». Например, «Пора перейти к рассмотрению обязанностей, не так ли?».

Если человек слишком скромен, можно предложить ему вопросы которые требуют выбора. Например: «Как бы вы поступили … или …?», «Что бы вы предложили …?». Также хорошо в такой ситуации работают серии вопросов, например: «Можете ли вы работать в стрессовых ситуациях?» — «Расскажите о подобных ситуациях» или «Как возникла эта ситуация?» — «По чьей вине это случилось?».

Можно использовать наводящие вопросы, такие как: «Мы считаем, что политика компании важнее всего. А как думаете вы?». Но в таких случаях важно с подобными вопросами не переборщить.

И последнее — вопросы из категории для развития предыдущего ответа. Например: «А можно об этом поподробнее?» или «Можно услышать несколько примеров?».

Самое главное — быть вежливым и тактичным. Не забывайте о том, что никто не знает, как жизнь повернется завтра, сегодня собеседование проводите вы, а в другой раз его могут проводить вам.